Зеленая карта правила оформления. Условия «Зеленой карты. Программы страхования и тарифы

«Зеленая карта», она же Greencard или Грин карта, – это полис обязательного страхования рисков водителя по причинению ущерба имуществу и здоровью третьих лиц при управлении автомобилем за пределами РФ . Свое название страховка получила из-за используемого при оформлении бланка зеленого цвета.

Что такое «Зеленая карта»

Международная система автострахования «Зеленая карта» действует уже более 65 лет и объединяет почти 50 стран, включая Россию (с 2009 года). Страховка компенсирует пострадавшим в ДТП вред, непреднамеренно нанесенный страхователем при помощи своего транспортного средства, на территории стран - участниц программы.

Для россиян, выезжающих за границу на своем автомобиле эта страховка обязательна (ст.31, п.1 действующей редакции Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Полис Green card, полученный на транспортное средство в Российской Федерации, не заменяет собой

  • полис ОСАГО на территории России;
  • полис КАСКО за границей.

Договор «Зеленой карты» не ограничивает список лиц, допущенных к управлению застрахованным транспортным средством, хотя в полис вписан только страхователь.

Наличие полиса «Зеленая карта» не освобождает водителя, виновного в ДТП, от уголовной ответственности, если таковая предусмотрена местным законодательством.

«Зелёная карта» покрывает риски возникновения автогражданской ответственности за рубежом. Данный полис является аналогом ОСАГО, только для россиян его действие распространяется не на Россию, а на страны Европы и некоторые государства Африки и Азии.

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) контролирует деятельность системы «Зелёная карта» на территории РФ через отечественное бюро «Зелёная карта». Полномочия по продаже соответствующих полисов делегированы нижеперечисленным компаниям.

  1. «АльфаСтрахование».
  2. «ВСК».
  3. «Двадцать первый век».
  4. «РЕСО-Гарантия».
  5. «Росгосстрах».
  6. «Согласие».
  7. «ЭРГО».
  8. Страховая группа «Спасские ворота».
  9. «Зетта Страхование».

Порядок оформления страховки

Для оформления «Зелёной карты» потребуются:

  1. Документ, удостоверяющий личность страхователя.
  2. Документ на автомобиль (свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства).
  3. Заполнить заявление специальной формы.

Если полис покупает не собственник, а его представитель, то потребуется нотариально заверенная доверенность.

Каждый комплект полиса включает в себя четыре листа. Три листа передаются страхователю, а четвёртый используется продавцом для отчётности.

На первом и втором листах указывается:

  • срок действия полиса;
  • госномер машины;
  • категория транспорта;
  • марка и модель транспортного средства (на практике модель может не указываться);
  • страхователь или собственник авто (фамилия, имя и адрес).

Третий и четвёртый листы дополнительно содержат дату и место оформления полиса, его стоимость, а также ячейки для подписей сторон. Оплата производится в обычном порядке: представителю страховщика по квитанции, в кассу компании или безналичным переводом.

Особенности «Зелёной карты»

В целом принцип работы «Зелёной карты» в 2020 году совпадает с автогражданкой, однако во многих практических аспектах данные виды услуг заметно различаются. К основным особенностям «зелёнки» можно отнести нижеперечисленные позиции.

  1. Отсутствие каких-либо поправочных коэффициентов при определении стоимости (включая накопленную скидку по аналогии с Кбм).
  2. Исключительно единовременная оплата. Например, при оформлении «Зелёной карты» на год нельзя вначале оплатить 50% за три месяца, а потом доплатить 50% за оставшиеся девять.
  3. Отсутствие перечня водителей, вписанных в страховку. Пользоваться «Зелёной картой» может любое лицо, эксплуатирующее транспортное средство на законном основании.
  4. При продаже автомобиля деньги за не истекший период действия страховки никто не вернёт. В то же время тем же полисом «Зелёная карта» может пользоваться новый собственник машины.

Законна ли продажа чужой «Зелёной карты» в 2019 году?

Наличием своих полисов «Зелёной карты» могут похвастаться относительно немногие страховщики. Именно поэтому в данной сфере широко распространена практика продажи чужих полисов «Зелёной карты». Компания может продавать страховки другой организации (действующего члена Бюро) в качестве агента.

Однако речь здесь идёт именно о продукте российских игроков страхового рынка. К сожалению, на практике известны многочисленные примеры продажи автолюбителям страховок зарубежных компаний. Дело в том, что такие полисы нередко обходятся дешевле (например, за счёт «урезанной» территории покрытия). Тем не менее, подобная деятельность в 2020 году противозаконна и осуществляется нелегально.

Понятно, что при этом страхователь сталкивается с ощутимыми рисками. Например, ему может быть продан полис давно закрывшегося зарубежного страховщика. А бывает, что соответствующий бланк «на родине» официально объявлен утраченным. Проверить данные обстоятельства при покупке иностранной «Зелёной карты» фактически невозможно. Даже непосредственный продавец может не быть в курсе дела. Последствия же такой экономии порой весьма существенны. Автовладелец может быть наказан крупным штрафом и будет вынужден самостоятельное возмещать ущерб от ДТП.

"Зеленая карта" - название системы международных договоров и страхового полиса об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств. "Зеленая карта" была введена в начале 1950-х гг. в странах ЕС, а свое название получила по первоначальному цвету страхового полиса. Этот документ подтверждает наличие у владельца автотранспортного средства страхового покрытия, действительного на территории любой страны Европейского союза и некоторых других стран, присоединившихся к данной системе. Россия в эту систему не входит, поэтому гражданам РФ при въезде на территорию любой из стран ЕС необходимо оформить "Зеленую карту".

"Зеленая карта" - это, с одной стороны, название системы международных договоров, а с другой - страховое удостоверение об обязательном страховании автогражданской ответственности. Без такого удостоверения пересечение границ стран - членов Международного союза "Зеленых карт" невозможно. Координирующим органом системы "Зеленая карта" является Совет международного бюро, руководство и секретариат которого находятся в Лондоне. Лондонское бюро - это ассоциация национальных бюро стран-участниц и депозитарий универсального договора. Высший орган Совета бюро - Генеральная ассамблея.

В каждой стране - участнице системы страховыми организациями создаются бюро, которые выполняют две основные функции:

Эмиссию "Зеленых карт" для последующего предоставления их страхователям (бюро по возмещению убытков);

Урегулирование возникающих на территории данной страны претензий и предъявление исков к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба (вреда) при использовании ими автотранспортных средств и имеющих удостоверения "Зеленая карта" (бюро по регулированию претензий).

Удостоверение "Зеленая карта" является эквивалентом страхового полиса, выданного согласно закону об обязательном страховании ответственности страны посещения, подготовленным в стандартной форме (с указанием страны или группы стран, для которых предусмотрено необходимое страховое покрытие и срок действия страхования). Несмотря на частный характер договора, законность системы "Зеленая карта" должна быть официально признана государством, в котором действует национальное бюро.

Документом, подтверждающим страхование гражданской ответственности, является "Международная карта автострахования" (или "Зеленая карта"). Она содержит все необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях страхования, включая срок и место действия. Если владелец карты становится виновником дорожно-транспортного происшествия, он предъявляет ее представителям власти или полиции, а пострадавшей стороне сообщает его адрес бюро в стране посещения, которое будет осуществлять урегулирование претензий.

Наиболее значительным нововведением системы явилось возмещение ущерба пострадавшей стороне при возникновении любого страхового случая вне зависимости от наличия страхования иностранным владельцем автотранспорта. При этом со стороны государственной власти контроль за соблюдением требований о наличии страхования ответственности от въезжающих в страну автомобилистов отменяется. Новый порядок функционирования системы "Зеленая карта" был введен первой директивой по автострахованию, определяющей, что государства - члены системы воздерживаются от проведения проверок наличия страхования ответственности после заключения национальным бюро между собой дополнительного договора по этому поводу. Другие статьи этой директивы касаются режима посещения стран - членов системы автотранспортными средствами из иных стран, не входящих в это сообщество. На последних распространяется требование о наличии обязательного страхования ответственности.

Следующим этапом развития системы "Зеленая карта" стал процесс разработки мер по устранению сложившихся противоречий в ее функционировании в различных государствах - членах системы. Так, в каждой из стран, где действует система, устанавливались свои лимиты, объем и условия страхового покрытия в соответствии с требованиями национального законодательства, что зачастую приводило к возникновению значительных отличий, определяющих права пострадавшей стороны на возмещение причиненного ей ущерба.

Российские страховые компании начали предоставлять услуги по страхованию гражданской ответственности на территории зарубежных стран по системе "Зеленая карта". Но поскольку Россия не имеет своего национального бюро, которое могло бы распространять свои полисы, автовладельцы приобретают "зеленые карты" зарубежных бюро, в основном польские, австрийские или немецкие.

За рубежом

В путешествии за рубеж на автомобиле необходимо иметь при себе так называемую «Зеленую карту» (Green Card). Это ваш полис обязательного страхования гражданской ответственности, действующий вдали от дома.

Суть системы «Зеленая карта» проста и заключается в следующем:

Если в ДТП виноват водитель иностранного ТС, то вам возместят ущерб.

Если ДТП произошло по вашей вине, нужно лишь предъявить «Зеленую карту» представителю полиции или пострадавшему. Остальное мы возьмем на себя.

Урегулирование всех претензий осуществляется в рамках страховых сумм согласно законодательству той страны, в которой произошло ДТП.

Вы въезжаете в Европу, имея при себе национальный полис, который работает по европейским правилам.

Полис «Зеленая карта» принят во многих странах мира. Государства-участники этой системы взаимно признают договоры страхования гражданской ответственности владельцев ТС, заключенные одной из стран, и гарантируют, что в случае ДТП за границей пострадавшей стороне будет возмещен ущерб.

Наличие полиса «Зеленая карта» является обязательным условием для въезда на автомобиле в любую европейскую страну, а также на территорию Марокко, Туниса, Израиля и Ирана!

Оформив полис для путешествия на машине, вы избавитесь от многих проблем за границей. Оформить полис «Зеленая карта» вы можете в филиалах компании «Росгосстрах».

Обратите внимание, что на данный момент купить "Зелёную карту" можно в офисе одного многих субъектов Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах (см. список офисов продаж).

Из истории «Зеленой карты»

История «Зеленой карты» началась в послевоенные годы.

С 1946 года автомобилисты могли относительно спокойно пересекать границы разных европейских государств. Но, будучи застрахованные в своей стране, водители, попадая в аварию на территории другой, оказывались в сложной ситуации. Непростой она была и для застраховавших их фирм, поскольку в каждом государстве действуют свои законы и правила страхования.

В 1946 году по инициативе Комитета по вопросам транспорта Европейской экономической комиссии в Женеве была создана рабочая группа дорожного транспорта. Ее задача заключалась в создании такой системы, которая позволила бы защитить пострадавших в ДТП, если виновником происшествия является иностранец, и одновременно с этим освободила бы автомобилиста, посещавшего другие страны, от необходимости исполнения принятых там страховых предписаний.

Система «Зеленой карты» начала действовать в феврале 1949 года на территории стран Европы и Скандинавии. С 1 января 2009 года к ней присоединилась и Россия.

Тарифы

Стоимость «Зеленой карты» устанавливается Российским Союзом Страховщиков при согласовании с Министерством Финансов РФ. Тарифы едины для всех компаний. Мы рекомендуем своим клиентам оформлять страховку в одном из представительств компании «Росгосстрах», в которых можно узнать актуальную стоимость Зеленой карты для вашего автомобиля.

Внимание! Согласно установленным правилам, по системе «Зеленая карта» можно застраховать только гражданскую ответственность владельца ТС, зарегистрированного на территории РФ.

Если вы приобретаете полис не в представительстве Росгосстраха, будьте внимательны:

  • удостоверьтесь в наличии действующей доверенности, дающей право заключения договоров Зеленая карта;
  • оплата полиса осуществляется единовременно;
  • тарификация не предусматривает скидок;
  • договор страхования должен быть заключен не ранее чем за 30 дней до начала срока страхования;
  • на страхование не принимаются транспортные средства, зарегистрированные в других государствах;
  • на страхование не принимаются транспортные средства без государственного регистрационного знака либо знака «ТРАНЗИТ» на металлизированной основе;
  • не допускается указание в полисе VIN-номера транспортного средства;
  • полис должен быть оформлен печатным способом.

На сайте «Росгосстрах» вы можете оформить страховку для шенгенской визы всего лишь за 5 минут, после чего на ваш электронный ящик придет полис в формате PDF.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: